Стишок для запоминания глаголов исключений

 Как без нудной зубрежки заучить трудное правило или словарное слово?

 

Когда я училась в школе, а это было довольно давно, одним из самых трудных и нелюбимых для меня предметов был русский язык. А все из-за чего? Да просто в нем много таких правил и исключений, которые можно выучить только зубрежкой. Занятие это я совсем не любила, мне больше нравилась математика, с ее стройной логикой.

Занимаясь с сыном, я вижу, что и ему тяжело дается заучивание правил. Для того, чтобы легко и быстро усваивать трудный для запоминания материал, есть один небольшой секрет:

можно правило заучить в виде стишка, или нарисовать картинку, иллюстрирующую правило или трудное слово, словом все то, что трудно запоминается. Вот такие картинки, на запоминание словарных слов рисует мой сын. Рисует надо сказать весьма охотно, хотя обычно рисовать совсем не любит.

Когда я впервые предложила ему нарисовать словарные слова,

которые он никак не мог запомнить, это было сделано скорее от отчаяния, чем в реальной надежде на успех. Но он с неожиданным энтузиазмом отнесся к такому заданию и теперь у нас вошло в традицию — если слово в словарном диктанте было написано с ошибкой — мы его рисуем, такая своеобразная «работа над ошибками» у нас получается. Когда рисуем, особое внимание уделяем проблемным местам в слове. Так в слове «металлов» сын стабильно делал две ошибки, в его исполнении выходило «метталов».

 

Составляя стихотворную запоминалку,

важно какими словами и в каком количестве вы разбавляете основное правило : если, к примеру, составить большой осмысленный стих с участием глаголов исключений, то, во-первых, придется выучивать большое стихотворение, а потом еще поди-вспомни ради каких слов мы все это учили. А если совсем не добавлять слова-костыли, то все наши слова исключения будут бессмысленным, хоть и рифмованным набором слов, который очень сложно запомнить.

Кстати, таким же образом можно запоминать сложные сочетания цифр — телефонные номера, дни рождений, номера машин.

 

А вот и сам стишок на глаголы исключения:

 

 

 Ко второму же спряженью

 Отнесем мы без сомненья  

 Все глаголы, что на «ить»

 Исключая брить, стелить

( тут мы справились без дополнительных ассоциаций ) 

 А еще смотреть вертеть

 ( можно дать ребенку что-нибудь в руки и задать вопрос: » что ты делаешь с этим предметом?»)

 Ненавидеть и терпеть

 ( ты не любишь русский язык, но терпишь его)

 Зависеть и обидеть

 ( маленький ребенок зависит от родителей и его легко обидеть )

 И все конечно видеть

 

 А так же слышать и дышать

 ( последовательно показываем на глаза, уши, нос )

 А так же гнать, держать.

Прочное запоминание этих глаголов для русского языка сродни знанию таблицы умножения — это тот фундамент, на который потом кирпичик к кирпичику будут прирастать все новые и новые знания. Поэтому и отношение должно быть серьезное. Свой стишок мы с сыном распечатали на принтере и повесили на стену в рамочку.

Когда учим запоминалку, даем ребенку дополнительные ассоциации. Я их отметила в скобочках. . Тем детям, у которых лучше развита зрительная память, можно предложить нарисовать картинку иллюстрацию с этими глаголами — обычно хорошо помогает, особенно если потом этот рисунок повесить на стенку.

 

Для вдохновения пример с такими иллюстрациями из нашего школьного учебника.

Учитесь на пятерки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>